Проблемы ТСЖ и пути их решения обсудили на XV ежегодной конференции в рамках Выставки «ЖКХ России» – ЖКХ России – специализированная выставка и конференция
 

ДО ПОВЫШЕНИЯ СТОИМОСТИ УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВКЕ «ЖКХ РОССИИ – 2025» ОСТАЛОСЬ

 

новости

21 апреля 2023
Проблемы ТСЖ и пути их решения обсудили на XV ежегодной конференции в рамках Выставки «ЖКХ России»

Ключевым вопросом конференции стало заключение договоров с Невским экологическим оператором на условиях оплаты по количеству и объему контейнеров.

Санкт-Петербург вошел в мусорную реформу позже других регионов – с 1 января 2022 года, однако за год с небольшим преодолел уже достаточно большой путь. Речь идет о заключении договора не на тех условиях, которые всем поголовно диктует региональный оператор, то есть с оплатой по нормативу, а на условиях расчета платы по количеству и объему контейнеров для ТКО.

Открывая дискуссию, Татьяна Лыкова, главный специалист направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города», озвучила результаты анализа общероссийской практики – расчеты по нормативу выше платы по количеству и объему контейнеров. При этом случаи перехода к оплате «по факту» единичны. Чтобы упростить такой переход, требуется более конкретно прописать положения федерального законодательства. 

Руководитель отдела по договорной работе с исполнителями коммунальных услуг АО «Невский экологический оператор» Наталья Шахова рассказала о предусмотренной региональным законодательством схеме перехода к расчету платы по контейнерам. Региональный оператор и петербургский Комитет по природопользованию увязывают его с внедрением раздельного накопления ТКО. Во-первых, регоператору направляется заявка, в которой излагается интерес собственников МКД к внедрению раздельного накопления. В ответе НЭО должен сообщить, какую схему раздельного накопления можно реализовать на объекте: двухпоточную или многопоточную. При подготовке такого ответа представители оператора могут приехать на объект и на месте обсудить все нюансы организации процесса. Далее собственники МКД должны провести общее собрание и закрепить протоколом собрания решение о раздельном накоплении и переходе к оплате по количеству и объему контейнеров. Протокол направляется в НЭО и начинается процедура согласования текста дополнительного соглашения (регоператор заключает о переходе «на факт» именно допсоглашения, т. к. при нарушении его условий предусматривается возврат к действию «обычного» договора).

Наталья Шахова отметила, что наличие «прямых» договоров между регоператором и собственниками не препятствует переходу к расчетам по количеству и объему контейнеров. В этом случае повторяются все те же действия кроме согласования договора с исполнителем коммунальной услуги. Однако есть другое ограничение –необходимо иметь закрытую контейнерную площадку, которой пользуются только жители данного МКД.

Первый дом, прошедший всю эту процедуру, управляется ТСЖ «Большая Охта». Председатель этого ТСЖ Светлана Тамарова обратила внимание на необходимость договариваться с владельцами нежилых помещений в МКД: с одной стороны, они тоже собственники, с другой стороны, нормативы накопления ТКО в их помещениях могут отличаться в разы от нормативов накопления жилого помещения.

Анна Смирнова, руководитель отдела по содействию внедрения придомового раздельного накопления Ассоциации «РазДельный Сбор», отметила, что по данным Ассоциации, со стартом мусорной реформы в Петербурге сложившаяся годами система раздельного накопления фактически была разрушена до основания. «Мы все очень инертны. Если что-то меняется, и мы не понимаем, что, то долго продолжаем делать так, как привыкли», – сказала Анна Смирнова, приводя в пример последствия изменения формата контейнеров для раздельного накопления, их расположения. Поэтому, подчеркивает эксперт, так важен аспект информационной работы. «Плакат в подъезде МКД напрасно недооценивают, согласно проведенному нами исследованию, он существенно повышает качество и количество содержимого в контейнере для раздельно собираемых отходов», – заявила Смирнова.

Кроме того, она высказала позицию ассоциации о двухпоточном методе раздельного накопления: «Мы не считаем это раздельным накоплением отходов, потому что фактически имеем дело с двумя контейнерами для смешанных отходов, настолько велик процент засора».

По словам Гульнары Борисовой, президента Санкт-Петербургской ассоциации собственников жилья и их объединений, внедрение раздельного накопления – не обязательное условие для оплаты по количеству и объему контейнеров. Это подтверждается судебной практикой Верховного суда. Кроме того, уже начинает формироваться практика заключения договоров с НЭО на условиях оплаты по контейнерам и в петербургских судах.

Кирилл Захарян, юрист Санкт-Петербургской ассоциации собственников жилья и их объединений, отметил ряд ключевых моментов, на которых управляющим МКД организациям важно обратить внимание. Во-первых, официально порядок раздельного накопления появился в Петербурге с июля 2022 года, а поскольку первые полгода петербуржцы имели на него право, но не могли реализовать, то МКД вправе требовать перерасчет от НЭО, если платили эти полгода по нормативу. Во-вторых, в документах, которые подписываются с НЭО, важна каждая буква. «Если вы оспариваете в суде плату по нормативу, то не подписывайте акты. Это, казалось бы очевидно, но ошибки начинаются уже здесь», – констатировал Кирилл Захарян.

Эксперт посоветовал региональному оператору перестать рассматривать каждый дом как уникальный случай, а провести типизацию домов и для каждого типа разработать дорожную карту перехода к расчетам по количеству и объему контейнеров.

Предложение Евгения Пургина, председателя совета СРО «Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере», носит более радикальный характер. По его мнению, большинство претензий к региональному оператору снимется, если вернуть транспортировку ТКО на конкурентный рынок, как это было раньше, а региональному оператору оставить контроль за утилизацией отходов. «Стоимость услуг монополии в среднем в два раза выше себестоимости его затрат – это один из базовых законов экономики, – напомнил Евгений Пургин. – Мы уже видим, к чему, например, привела монополия на капитальный ремонт. В условиях конкуренции перевозчик отходов готов идти на заключение договора с заказчиком на обоюдовыгодных условиях вплоть до того, что может до минуты скорректировать время прибытия машины».

 

Подписаться на новости форума