
Эксперты обсудили широкий круг вопросов, связанных с созданием доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Более 2,4 тыс. платформ для подъема инвалидов установлены в девяти регионах Северо-Запада, из них бо́льшая часть – почти 1,8 тыс. – в Петербурге. Охватить заботой всех инвалидов невозможно, работа с ними ведется за счет бюджетных средств, а бюджет ограничен. С такого заявления начал свое выступление врио первого заместителя председателя Жилищного комитета Санкт-Петербурга Андрей Джалалов.
Статьей 14 «Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме» предусмотрена возможность финансирования необходимых мероприятий для достижения этих целей за счет средств бюджета субъекта РФ; бюджета муниципального образования; инвалида или членов семьи инвалида; иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Однако, отмечает Андрей Джалалов, не каждый многоквартирный дом по своим конструктивным особенностям может быть приспособлен для установки платформ.
В Жилищный комитет Петербурга за последние 8 лет поступило более 1,4 тыс. заявлений по созданию в многоквартирных домах комфортной среды для жизни инвалидов, из них удовлетворено менее 400, а в остальных случаях дома оказались к этому неприспособленными. Людям с ограниченными возможностями здоровья предложили переезд в дома с лифтом или на первые этажи, на что согласились 715 человек. Чиновники рассмотрели заявления, и на новое место жительства переехали только 234 из них. «Но 152 инвалида не потребовали переселения, в том числе в связи с тем, что умерли», – продолжил Андрей Джалалов.
В 2025 году за счет городского бюджета будут установлены платформы по 66 адресам, на это выделено почти 170 млн рублей. Стоимость платформы, которая располагается внутри многоквартирного дома, составляет в среднем 600 тыс. рублей. Если устанавливать ее на улице, то стоимость может превышать 1 млн рублей. Но платформу мало купить, затем установить, ее надо также обслуживать, но не все жители хотят за это платить. И это проблема, которую зачастую приходится решать в судебном порядке, поскольку если платформа установлена не за счет собственников МКД, она «автоматически» становится общим имуществом без решения их собрания.
При этом платформа для инвалидов предполагает ее использование не только инвалидами, а всеми маломобильными группами населения, подчеркнул член Рабочей группы по решению вопросов лифтового хозяйства и повышению эффективности замены лифтов в жилищном фонде Комитета ГД РФ по строительству и ЖКХ, эксперт Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ, член ТК-209 Росстандарта, член Экспертного совета журнала «Качество в строительстве», представитель Национального лифтового союза по СЗФО Александр Абрамов. А к ним относятся согласно статьи 3.13 СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», кроме инвалидов, и «люди с временным нарушением здоровья, люди с нарушением интеллекта, люди старших возрастов, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом и т.д.». Проблема в том, что Жилищный кодекс РФ в ключевых статьях по этому вопросу упоминает только инвалидов. «Тут, конечно, необходимо вносить поправки в ЖК РФ, согласовав его со строительными правилами», – продолжил Александр Абрамов.
К сожалению, не все пользователи используют платформы в строгом соответствии с правилами, указанными в Руководствах по эксплуатации. Заместитель генерального директора АДС «СО «Лифтсервис» Алексей Зоточкин привел пример, когда неправильная эксплуатация платформы чуть не стала причиной гибели пассажиров. «В прошлом году в Подмосковье зафиксирован случай использования платформы для подъема инвалидов женщиной с коляской. Платформа, когда на нее въехала мама с коляской, оторвалась от крепления и опасно наклонилась. А сама станина, на которой установлен механизм, рухнула на коляску. Причина банальна – отец семейства тоже зашел на платформу. В итоге – перегруз при использовании и нарушения при монтаже платформы привели к аварии. Хорошо, что никто серьезно не пострадал, но надо понимать: если в правилах прописано использование только инвалидами, то другим вход на подъемник запрещен», – рассказал Алексей Зоточкин.
Александр Абрамов обратил внимание также на серьезную проблему – отсутствие в региональных программах Фондов капитального ремонта МКД замены платформ при истечении срока их службы. И это несмотря на то, что ч.2 ст.166 ЖК РФ предусмотрена возможность субъектам Российской Федерации вносить замену в перечень работ и услуг программ капитального ремонта. А ведь большинство платформ согласно руководствам по эксплуатации имею небольшой срок службы – 5, 8, 10 лет. Соответствующие поправки в НПА предложены в резолюции конференции.