Жилищно-коммунальное хозяйство – сфера постоянных изменений и усовершенствований – ЖКХ России – специализированная выставка и конференция
Жилищно-коммунальное хозяйство – сфера постоянных изменений и усовершенствований
5 мая 2022
Жилищно-коммунальное хозяйство – сфера постоянных изменений и усовершенствований

На пленарном заседании «ЖКХ России» эксперты обсудили проблемы и перспективы отрасли.

Основной целью государственной политики в сфере ЖКХ является улучшение качества жизни населения путем повышения надежности ЖКУ, а также обеспечение их доступности для населения.

Ввиду тесной взаимосвязи ЖКХ с более чем 30 смежными областями системное и поступательное развитие данной отрасли служит важным источником экономического развития регионов Российской Федерации.

В ходе заседания участники обсудили множество вопросов, среди которых: импортозамещение, нехватка специалистов, коммунальные долги.

Главная задача мероприятия – совместный поиск решения – была однозначно выполнена.

Учение и свет

Вице-губернатор Анатолий Повелий отметил, что прокуратура регулярно проверяет предприятия, претендующие на госконтракты по уборке улиц, и находит все меньше и меньше порядочных. В начале этой зимы сложилась ситуация, когда из 18 компаний, с которыми собирались заключить договор на аутсорсинг, требованиям не соответствовала ни одна. Вместо 200 дворников в ней оказывалось 40. Жилых домов в Петербурге – уже 24 тысячи. «Растет город, растет и интерес жителей к этой сфере, причем уровень диалога значительно возрос», —  заметил вице-губернатор Санкт-Петербурга Анатолий Повелий. Спикер напомнил, что в ближайшее время жилищные агентства Северной столицы получат статус государственных структур. Государство же позаботится о том, чтобы дворники и механизаторы сохраняли достойные зарплаты. Механизаторы – проблема номер один: их в городе нет в нужных количествах, значит, надо учить. В этом году город получит 2100 новых единиц техники, а обслуживать ее некому. И учить придется, в том числе гастарбайтеров. О жилье для приезжих работников ЖКХ вице-губернатор также пообещал позаботиться.

Как отметил председатель Жилищного комитета Олег Зотов, ЖКХ – самая инновационная отрасль, но и самая критикуемая. Конечно, ситуация понемногу улучшается: уже половина жилых зданий в городе может считаться новым фондом, значит, проблемы «старого» ей незнакомы. Увы, собственники квартир все время норовят переложить заботу о доме на муниципалов. «Не сложилась практика общедомовых собраний, – резюмировал Олег Зотов. – Вторая сложность возникает с капремонтом: его порой делают частями, замены разных систем разнесены во времени, вот и получается, что сначала делают фасад, потом кровлю, потом меняют инженерные сети. Жителям, чей кафель в итоге выламывают, это, конечно, не нравится».

Одной из важнейших задач глава комитета назвал повышение престижа отрасли, и первый шаг здесь – высокая технологичность. «Сейчас работают специалисты двух категорий, – пояснил Олег Зотов. – Те, кто пришли сюда работать случайно. И те, кто работает с прошлого века, очень опытны, но специального образования не имеют».

Как и вице-губернатор, глава комитета рассказал о необходимости обучения: и работающего персонала в желтых жилетах, и их руководителей.  IT-специалисты тем временем должны разработать новые удобные приложения для оплачивающих работу клиентов. Должны друг другу все.

Кстати, об оплате. Председатель Совета Ассоциации Региональных расчетных центров, член Общественного совета ФАС России Марина Файрушина провела большое исследование: кто и как платит, и выяснила, что накопленный долг по данным Минстроя России по ЖКХ во всей России составляет 1,4 триллиона рублей. Огромная сумма, если учесть, что всего за год за все жилищно-коммунальные услуги граждане платят 2,3 триллиона.
Годовой оборот всей отрасли (ЖКХ и энергетики) – 8 триллионов, и это более 6 процентов ВВП. Практически каждое второе предприятие в отрасли тепло- и водоснабжения – убыточное. Недофинансированность отрасли возрастает с каждым днем. Порой получается так, что государство защищает должников, а не добросовестных граждан: есть, например, четкий запрет на работу с коллекторскими агентствами. Есть временное (действовало в 2020 году) постановление: не взыскивать пени. Наконец, появился запрет на взыскивание долгов через суд, если не известны паспортные данные владельца, и в этом случае поставщики жилищно-коммунальных услуг вообще оказываются беззащитны перед неплательщиками. Решение вопроса – в расшивке долгов, тогда и у отрасли появятся средства на обновление и повышение качества услуг.

Рейдеры и мошенники Заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Павел Качкаев рассказал еще об одной опасности: фальсифицированных протоколах собраний, которые якобы проводят собственники. Он посетовал, что в кодексе до сих пор нет статьи, четко характеризующей это преступление: приходится возбуждать дела о мошенничестве, а прямого алгоритма, как их расследовать, до сих пор нет.

Впрочем, в ГУ МВД Петербурга есть отделение по раскрытию преступлений в сфере ЖКХ, и его начальник Михаил Кинзерский отметил, что преступление это, к сожалению, распространенное. Как ни странно, убыточные предприятия ЖКХ становятся объектом рейдерских захватов. «Объект внимания отделения – это нецелевое расходование средств на капремонт, – рассказал Кинзерский. – Но жалоб на двойные квитанции тоже стало много: за один дом борются управляющие организации, и люди просто не знают, кому платить. А предшествует этому именно фиктивное собрание, на котором жители якобы выбрали себе другую компанию».

Подписаться на новости форума